Подростки и виртуальный мир

❗️Мусор не выброшен со вчера
❗️Домашние задания и не открывались даже
❗️Собака скулит не выгуляна
❗️В комнате ураганный бардак и запах, хоть святых выноси

Сидит здоровенный “лоб” либо мадама 14-16 лет в наушниках, что-то жует из ядовито-яркой пачки, и днями напролет пялится в свой компьютер, периодически глупо хихикая и бессвязно болтая в микрофон!

Мы наливаемся праведным гневом, помноженным на грубо нарушенные “заповеди наших предков” и в эмоционально громких формах начинаем наш монолог в духе “Задолбало! Ты сколько будешь еще …!!!!” Притом этот “субъект” не понуряет смиренно голову, не падает на колени, прося прощения, а вполне себе злобно огрызается несвязанными, на наш взгляд, словами, что разжигает наш костер возмущения до небес.. И вот мы уже не говорим, а кричим, и вот не стесняемся в выражениях, а вот, глядите — переходим на личности и все дальше и дальше. Кстати, первопричину мы скорее всего забыли, теперь на каждое возражение подростка мы атакуем из принципа “ах ты ж, щегол, как посмел, да я тебе….”

Традиционно, второй блок в статье называется “Почему”. Изначально, я всего-лишь хотел раскрыть тему зависимости детей от компьютера, но поскольку затронул психологию взаимоотношений во вступлении — нужно теперь раскрывать все темы, чего уж….. Итак, давайте по порядку.

Почему мы так реагируем?
1️⃣ Слишком глубоко тему я раскрывать не буду, иначе нужно было бы затрагивать вопросы детских импринтов, воспитания, эмоционального психотипа родителей, причин конфликтов, сложности коммуникаций и многого другого. Но поскольку внимание статьи сфокусировано на подростке — скажем кратко, мы так реагируем из-за обиды, т.е. несоответствие наших ожиданий видимому результату. Притом, зачастую наши ожидания сформированы в нашей голове и внятно подростку не разъяснены заранее. К этому прибавляется роль оскорбленного Родителя с нарушением “субординации” и соответствующими сильными негативными эмоциями.

2️⃣ Почему подросток огрызается в ответ. Здесь также причин несколько.
✅ Как Вы должно быть знаете, у подростков в таком возрасте нестабильный гормональный фон. Поэтому некоторые нейромедиаторы не успевают “погасить” взрывную лимбическую эмоцию (гнев, раздражение, презрение, разочарование) и она мощно вырывается наружу.
✅ Он получает от Вас обратную связь низкого качества, проще говоря — критику. При этом, зачастую, критикуется ситуация, вырванная из контекста. Поскольку Ваш ребенок — не мастер психологии, а эмоционально растущий организм, он воспринимает эту критику целиком и полностью на всего себя и соответственно — защищается.
✅ Зачастую у Вас с подростком разные фокусы языка. Взрослым, как правило, присуще Разделение, Последствия и Иерархия Критериев. В то время как креативным подростком больше руководят фокусы языка Другой Результат, Обобщение, Аналогия. Но эмоциональное состояние не дает Вам возможности осознать, что это только на ваш взгляд он говорит бред, а ежели посмотреть на ситуацию со стороны (из Метафрейма), то иногда доводы подростка получаются логичнее, но они просто не вписываются в Вашу картину мира.

3️⃣ Почему подростки все время играют в компьютер и живут в виртуальном мире?
✅ У Вашего подростка в его юнной голове клубиться множество неудовлетворенных ценностей на уровне базово-лимбического мышления — богатство, роскошь, знаменитость, доминирование, любовь, дружба, братство, геройство, уважение и т.д. Компьютерные игры дают возможность получить это всё быстро и много, не вставая со своего места. Управлять могучими армиями, ловко сражаться с полчищами врагов, купаться в россыпях золота, строить города, создавать романтические отношения и прочее. А поскольку доказано, что для нашего мозга нет разницы — реально ли происходящее либо вымышлено, то “хитрый” мозг с помощью достижений в компьютерных играх кратчайшим путем закрывает описанные выше ценности, ставит галочку “Получено” и уходит в спящий режим.
✅ Мозг за закрытие определенных потребностей организма получает дозу “внутренних наркотиков”, так называемых “гормонов счастья”. Как заправский экономист — мозг подростка ищет варианты, как бы получить больше “счастья” с меньшими расходами. И находит их:
➖ Прокачал компьютерного персонажа до 80 уровня — получи Дофамин. И не нужно вместо этого долго и упорно достигать вершины в спорте, музыке или творчестве.
➖ Вступил в братство Огня и Волка, часами взаимодействуешь с виртуальными друзьями — пожалуйста, гора Окситоцина. Зачем идти и искать друзей в реальном мире, это же долго и скучно.
➖ Возвысился до вождя племени, короля либо командующего звездной армадой — Серотонина хоть залейся, а значит — двигаться по тернистой карьерной лестнице в жизни уже и не особо хочется
➖ Прошел квест-серию с вероломными убийствами, утерей любимых персонажей, коварством и обманом — забирай Эндорфин. К чему ходить в спортзал и изнурять тело болезненными тренировками?

Чего делать?
1️⃣ При возникновении конфликта — взять в себя в руки, т.е. мысленно диссоциироваться от ситуации в сторону. Вспомнить, что намерения подростка отличаются от показываемого поведения, а его поступки вынужденно служат для закрытия определенных потребностей его мозга. Нельзя цепляться за слова и за поведение, нужно в первую очередь постараться выяснить его намерения, скрытые за ними.

2️⃣ “Приземлить” свои ожидания в данной ситуации, осознать сухую реальность. Вы конкретно говорили подростку, чего Вы от него хотите? Конкретно договаривались о чем-то? Ах, сам должен был подумать. Ах, Вы намекали своим видом. Ах, Вы бы на его месте сделали так. Ах, авторитетные люди говорят, что это у него из-за компьютера мозг плавится. Ну так вот — это все Ваша карта, Ваши сформированные критерии ожидания, Ваша метамодель мышления.
Отбросьте лирику, примените математику. Обозначьте четко подростку — чего Вы хотите, в какой форме поведения, с какими ресурсами, какой должен быть результат. Добавьте мотивацию, которая подростку понравится. В случае, если он забывает или недостаточно прикладывает усилия — спокойно объясните, какие могут быть Последствия для значимых ему Ценностей. И держите слово, обязательно держите.

3️⃣ Помните, что стратегии мышления у Вас с подростком могут быть кардинально разные. Старайтесь подстроить этот факт под Ваши требования. К примеру, если Вы просили подростка купить мяса и овощей к ужину, а он заказал пиццу на семью, то это не всегда значит, что он баран бестолковый. Иногда это может свидетельствовать, что подросток расширил размер фрейма и подумал, что результатом то должен быть ужин, а ужин как бы есть, с его карты. В таком случае, рекомендуется делать рефрейминг контекста — вначале похвалить за результат, потом указать на то, что такое поведение (форма решения) могла бы быть оптимальной в какой-то другой ситуации, а в данном контексте Вам требовалось именно мясо и овощи. Либо “забить” на эти овощи, сказать себе “а зато у нас сегодня незапланированный семейный кино-вечер с большой пиццей и соком! Спасибо автору идеи!”. Часто, это приносит гораздо больше эмоциональных мощных ресурсов в Вашу жизнь, чем заранее известные события.

4️⃣ Создайте свой авторитет (по научному, ролевой раппорт). Без него — Вы ситуацию не перемените никак, хоть кадриль там пляшите, хоть ремнем грозите! Чаще общайтесь на жизненные темы, старайтесь проводить часть времени совместно, спрашивайте совета, высказывайте рекомендации в нейтральном тоне, поддерживайте интересные идеи подростка, станьте человеком, которому он или она сможет дать информацию без искажений и опущений. А это сделать в таком возрасте нелегко, ведь после возраста 12 лет “родительский авторитет по умолчанию” начинает растворяться и у ребенка появляются другие центры влияния — киногерои, старшие подростки, мировые знаменитости, известные блогеры и т.д.Зачастую, чтобы завоевать авторитет у подростка — нужно изучить, кто у него Модели Мира и аккуратно ссылаться на них в некоторых вопросах.

5️⃣ Определите его ключевые ценности, которые он может закрывать с помощью компьютерных игр, выявите наиболее значимые из них. Для этого, в хорошем раппорте, за чашкой чая расслаблено спросите его — а чего подростку больше всего хочется, что желает достичь, как это будет ощущаться. Выявив ценности, подумайте вместе с подростком — а какими еще путями можно их удовлетворить, чтобы были интересно и полезно. К примеру, ценность Деньги можно отработать с помощью каких-либо подработок, необходимость в Дружбе — организовав совместные мероприятия со сверстниками, а потребность в доминировании — путем получения достижений в тех сферах социальной жизни, где у подростка есть интерес и желание развиваться.
При этом, если подросток будет скатываться обратно в яму “короткой гормональной петли”, мол — зачем, у меня и так это все есть в играх, мне ничего не хочется — нужно спокойно объяснить ему — оно виртуальное, ненастоящее, наигранное. И растает как дым сразу после того, как электрик дернет рубильник.

❇️ Наметив определенное поведение и согласовав его с подростком, нужно помогать ему 3-4 недели придерживаться выбранного пути, при этом убрав соответствующие игры. Как только перестроятся нейронные связи в коре мозга — привычка получать правильную ценность нужным поведением укрепится и зависимость от “короткой петли получения удовольствия” сойдет на нет.

Summary
Подростки и виртуальный мир
Article Name
Подростки и виртуальный мир
Description
Сидит здоровенный “лоб” либо мадама 14-16 лет в наушниках, что-то жует из ядовито-яркой пачки, и днями напролет пялится в свой компьютер, периодически глупо хихикая и бессвязно болтая в микрофон!
Author
Publisher Name
NewCourse Ukraine
Publisher Logo

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *